Исаакиевский собор бисером


иконы в исаакиевском соборе


ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР.

Построен в 1858 г по проекту архитектора О.Монферана. Император Петр I решил увековечить день своего рождения (30 мая) постройкой храма в честь византийского святого Исаакия Далматского (VI в.), память которого совершается в этот день.

Престольный праздник: Святого Исаакия Далматского (VI в.) - отмечается 12 июня (30 мая по ст. стилю).

Адрес: 190000, С.-Петербург, Исаакиевская пл. 1.

Транспорт: ст. метро "Садовая, Сенная Площадь, Невский Проспект"; мрш. Т252.

Телефон:

Настоятель: священник Александр Порошин.

Одним из самых замечательных храмов Петербурга является знаменитый Исаакиевский собор, возведенный во имя святого Исаакия Далматского. Этот византийский подвижник жил во второй половине VI в. Он обличал ересь ариан, фактически не считавших Иисуса. Христа, Богом и выступавших против учения о Троице. В 325 г. на 1 Вселенском Соборе в городе Никея арианство было осуждено как ересь. Огромная заслуга в этом принадлежит святым Николаю Мирликийскому Чудотворцу и Спиридону Тримифунтскому. Однако арианство само собой не исчезло. Некоторые императоры, в частности современник святого Исаакия император Валент, исповедовали арианство и преследовали православных христиан. Заключенный Валентом в тюрьму святой Исаакий пробыл в ней до предсказанной им смерти Валента и восшествия на престол православного императора Феодосия. Скончался святой в 383 г. 30 мая. Позднее этот день войдет в историю, как день рождения Петра I. Император решил увековечить день своего рождения возведением в 1707 г. рядом со зданием Адмиралтейства маленькой Исаакиевской церкви. Так неожиданно византийский святой стал небесным покровителем Петербурга. Церковь была построена в здании бывшего чертежного "амбара" Адмиралтейства. 19 Февраля 1712 г. в ней состоялось венчание Петра I с будущей императрицей Екатериной Алексеевной.


Но здание это простояло недолго. 6 августа 1717 г. на берегу Невы, примерно там, где сейчас стоит памятник Петру I, была заложена вторая Исаакиевская церковь. построенная в 1727 г. по проекту архитектора. Г.-И.Маттарнови, напоминавшая по внешнему виду Петропавловский собор. Ее интерьер украшал резной золоченый иконостас, выполненный по рисунку И.Зарудного. Место строительства было выбрано неудачно. В результате оползания грунта в здании появились трещины, в 1735 г. ее постиг пожар. В конечном счете церковь пришлось разобрать.

Вступив на престол в 1762 г. Екатерина II поручила строительство архитектору Антонио Ринальди. Собор был задуман с пятью куполами и высокой колокольней. При этом фасады должны были быть облицованы мрамором. Но строительство велось крайне медленно и Ринальди вынужден был уехать из Петербурга, не дождавшись окончания строительства.

После смерти Екатерины II Павел I поручил архитектору Винченцо Бренна завершить строительство. Выполняя желание царя, Бренна вынужден был исказить проект Ринальди. Он уменьшил размеры верхней части собора и вместо пяти куполов воздвиг один; мраморная облицовка была доведена только до карниза, верхняя часть осталась кирпичной. Здание не гармонировало с обликом столицы и вскоре встал вопрос об его перестройке.

В 1809 г. был объявлен конкурс на создание нового проекта храма. В конкурсе приняли участие такие архитекторы как А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, В.П.Стасов и другие. Результатов это конкурс не дал, так как не было учтено требование царя - сохранить алтарную часть храма А.Ринальди.

В 1816 г. Александр I поручает строительство собора молодому французскому архитектору Огюсту Рикару де Монферану. Его проект был утвержден царем 20 февраля 1818 г. Вскоре началось строительство того самого собора, который получит потом мировую известность.

Храм строился в течение сорока лет. Из них тридцать лет на строительную площадку поступали сотни тонн гранита, мрамора и других поделочных камней из Карелии, а также с Урала, Сибири и из Италии. Особенно долго шли работы по созданию фундамента храма. На строительной площадке было забито под фундамент 10 762 сосновых просмоленных свай. Затем укладывался сам фундамент, сложенный из гранитных плит, связанных известковым раствором. Работы по сооружению фундамента продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих - каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год. Ими руководил известный мастер - самоучка Самсон Суханов, руководивший также каменными и подрядными работами при строительстве Казанского собора.

Побывавший в каменоломне Монферран сделал запись в дневнике: "Удивление, которое мы испытывали, когда увидели. гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере необработанными еще колоннами. ". Эти чудесные монолитные колонны водным путем доставлялись в Петербург, а затем устанавливались вертикально с помощью специальных лесов, сконструированных инженером генералом Бетанкуром. Сто двадцать монолитных колонн различной величины украшают здание. Самые мощные из них - сорок восемь колонн портиков - весят каждая 114 тонн. На установку первой колонны, поднятой за сорок пять минут, прибыла смотреть царская семья, иностранные гости и тысячи петербуржцев. К осени 1830 г. на строительной площадке стояли четыре колоссальных портика. При строительстве собора использовались новейшие достижения строительной техники и, вместе с тем, само строительство явилось своеобразной лабораторией смелых технических начинаний. Это относится, прежде всего, к уникальной конструкции металлического купола собора, разработанной Монферраном. Он состоит из трех конструктивных частей, тесно связанных между собой. нижней - сферической, средней -конической и наружной - параболической. Диаметр наружного купола - 25,0 метра, внутреннего - 22,15 метра.

Снаружи купол покрыт медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов пяти колоколен и крестов велось огневым способом: листы меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, а затем медленным нагреванием над жаровнями выпаривали ртуть. Процесс этот повторялся трижды. За всю историю собора купол не потребовал повторного золочения. На золочение купола и колоколен пошло сто килограмм червонного золота. Сравнительно небольшие колокольни Исаакиевского собора расположены по углам основного объема здания. Колокола собора уникальны. В их сплаве помимо меди и олова присутствует высокий процент серебра. 25 сентября 1848 г. на северо-западной звоннице был укреплен главный колокол весом около 30-ти тонн. Его украшали медали с изображениями Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I, - тех императоров, при которых строились все четыре Исаакиевских храма.

Работы по строительству собора завершились в 1858 г. В столице появился новый памятник архитектуры, в которой прослеживается плавный переход от архитектуры зрелого классицизма к характерному для середины XIX в. эклектическому стилю, проявившемуся в слишком пышной декорировке здания, не связанной с его конструктивными особенностями.

В плане здание представляет собой равносторонний (греческий) крест с двумя шестнадцати и двумя восьмиколонными портикам снаружи. Облицованные серым карельским мрамором наружные стены прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками. Завершается собор высоким барабаном, увенчанным золоченым куполом с восьмигранным фонариком. Высота собора - 101 м, 52 см. Это одно из высочайших купольных зданий в мире.

Важную роль в наружном оформлении собора играет скульптура, созданная крупнейшими скульпторами И.П.Витали, П.К.Клодтом, А.В.Логановским, Ф. Лемером и другими. Портики собора увенчаны фигурами 12-ти апостолов, вокруг барабана купола на балюстраде собора - статуи ангелов. Над крышей по углам здания скульптурные группы ангелов со светильниками работы И.П.Витали.

Особый интерес представляют четыре огромных горельефа на фронтонах. Называется горельеф фронтона южного портика, выполненный И.П.Витали, "Поклонение волхвов". На северном фронтоне находится горельеф "Воскресение Христа", на восточном - "Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом". Наконец, на западном фронтоне горельеф "Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия", скульптора К.П.Витали. Здесь автор создал ряд реалистических образов, наделив их чертами своих современников. В образах вельмож из свиты императора - Виктора и Сатурнина - передано портретное сходство с князем П.М.Волконским - председателем Комиссии по построению собора - и Президентом Академии художеств А.Н.Олениным. В углу фронтона изображен сам Монферран с моделью Исаакиевского собора в руках. По первоначальному замыслу Монферран хотел придать Феодосию и его жене Флаксилле портретное сходство с Николаем I и императрицей Александрой Федоровной, но император категорически воспротивился этой затее. Наружные двери собора выполнены И.П.Витали и изображают новозаветные сцены, а содержат также статуи Архистратига Михаила, Александра Невского, святых Николая Мирликийского и Исаакия Далматского.

Внутри собор поражает своим великолепием. Стены собора облицованы белым карарским мрамором, на котором выделяются панно из зеленого генуэзского, желтого сиенского мрамора, полихромной яшмы, красного порфира из Карелии. Интерьер заполняют десятки мозаичных и живописных картин, созданных К.П.Брюлловым, Ф.А.Бруни, П.В.Басиным, В.К.Шебуевым, Т.А.Неффом и другими. Большой купол украшает роспись, начатая Брюлловым и законченная Басиным, - "Богоматерь во славе", площадью свыше 800 кв.м. Центральный неф собора расписан в основном Ф.А.Бруни.

В соборе три алтаря. Главный - во имя святого Исаакия Далматского. С правой стороны - Святой Великомученицы Екатерины, слева - святого благоверного князя Александра Невского. Иконостас главного алтаря отделан белым мрамором и расцвечен малахитовыми колоннами. По бокам царских врат поставлены колонны из бадахшанского лазурита. Над аркой царских врат - скульптурная группа "Христос во славе". В окне за престолом главного алтаря расположен цветной витраж "Воскресение Христа". Все иконы, помещенные на иконостасах, переведены в мозаику. Скульптуры, расположенные на иконостасах и в верхней части храма, выполнены в только что изобретенной технике гальванопластики и позолочены клеевым способом. На золочение интерьера собора пошло 300 кг червонного золота. Под куполом реет укрепленный на стальном тросе посеребренный голубь, символизирующий Святой Дух. Среди святынь собора следует отметить чудотворную икону Тихвинской Божией Матери, явленную в год освящения собора в Петербурге в доме мещанки Марии Востоковой. В 1859 г. по распоряжению митрополита Григории ее торжественно перенесли в собор. Через год на приношения верующих для иконы создали золотую с драгоценными камнями ризу весом более 12 кг. Из других святынь отметим пожалованный Александром II Нерукотворный Образ Спасителя, ранее принадлежавший Петру I. Икону украшала риза червонного золота с крупными бриллиантами. В соборе хранилась также части от древа Креста Господня и часть мощей апостола Андрея Первозванного.

Исаакиевский собор изначально стал кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии и считался "первенствующим в империи". В 1879 г. по инициативе соборного старосты генерал-лейтенанта Е.В.Богдановича, при Исаакиевском соборе создается издательство, получившее название "Кафедра Исаакиевского собора". Задачей издательства было привлечение верующих к обсуждению явлений общественной жизни с христианских позиций. Тиражи "Кафедры" были большие, иногда до 800 тысяч экземпляров, но раздавались они бесплатно. Выпуски "Кафедры" расходились по всей России.

В 1896 г. было создано "Православное Исаакиевское братство". Оно выдавало денежные пособия, издавало и бесплатно распространяло среди населения духовно-наставительные книги, брошюры, листки и иконы. Вскоре после революции для Исаакиевского собора. как и для большинства храмов Петербурга, настали тяжелые дни. Только в мае 1922 г. из собора было изъято золотых украшений весом 45 кг, серебряных 2 230 кг, около 800 драгоценных камней. Спустя шесть лет община была ликвидирована, а в здании собора был открыт Антирелигиозный музей, превращенный в 1937 г. в "музей-памятник".

Место голубя под куполом занял так называемый "маятник Фуко". На протяжении 1950-1970 гг. были проведены большие реставрационные работы, позволившие приостановить разрушение храма и сохранить многое из его внутреннего и внешнего убранства. Работы эти продолжаются и в наши дни.

В настоящее время собор остается еще музеем, хотя с сентября 2002 г. по договоренности между администрацией музея и руководством епархии в нем регулярно проводятся службы. Сто пятьдесят лет назад замечательный француз Т.Готье сказал о соборе прекрасные слова: ". Исаакиевский собор - самая прекрасная церковь, построенная в наше время. Ее архитектура, превосходно соответствует Санкт-Петербургу - самой молодой и новой столице". Хотелось бы, чтобы и для нашего времени эти слова звучали актуально.


Живопись Исаакиевского собора.

Только в Исаакиевском соборе можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840 - 1850 годов. Цикл росписей и картин посвящен библейским и евангельским сюжетам. Их создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, хотя привлекались и менее известные мастера.

В храме - 103 стенные росписи и 52 картины на холсте. Создавали их 22 художника: В.К.Шебуев, Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.Т.Марков, Н.М.Алексеев, П.В.Басин, Э.Плюшар, Ф.С.Завьялов, П.М.Шамшин, Ф.П.Брюллов, Т.А.Нефф, К.Штейбен, В.Сазонов, Н.Майков, К.А.Молдавский, Ч.Муссини, С.А.Живаго, А.Е.Бейдеман, Х.Дузи, Ф.Рисc, И.К.Дорнер и А.Никитин.

Общий проект живописи в соборе подготовил О.Монферран в соответствии с пожеланиями Святейшего Синода и лично императора Николая I.

Устанавливалась строгая последовательность в работе: художник обязан был за 4 месяца сделать эскиз, исполнить картон в натуральную величину, и после этого приступить к написанию картины. Эскизы оценивались Монферраном, Синодом, Советом Академии художеств и императором.

В целом живопись собора отражает принципы русской академической школы. Картина - апофеоз одного героя, композиция строго уравновешена, колористическое решение - "академическая трехцветка" (гамма белых, красных и синих тонов).

Помимо соблюдения канонов, в трактовке сюжетов и персонажей заметно влияние романтических тенденций, часто связанных с мироощущением художника.

Наглядно звучание темы произведений - безысходный трагизм и мистика - воплотилось в работах Ф.А.Бруни, лишенных ложного пафоса порывах персонажей Н.М.Алексеева. Другим живописцам собора свойственно повышенное внимание к деталям и антуражу.

Монументально-декоративная живопись органично связана с архитектоникой интерьера - аттиком, сводами, главным и малыми куполами.

Своеобразна техника исполнения росписей: масляными красками по штукатурке, покрытой маслянистым грунтом по системе французских химиков Д' Арсе и Тенора (одна часть воска, три части вареного масла и 1/10 часть свинцовой окиси). Штукатурку пропитывали горячим грунтом, затирали пемзой и покрывали белилами на масле.

Живописными работами в Исаакиевском соборе руководил крупнейший представитель русской академической школы, ректор Академии художеств Василий Кузьмич Шебуев.

В западной части храма располагаются произведения на темы Ветхого Завета, в восточной - на темы Евангелия.

Двенадцать росписей исполнены Федором Антоновичем Бруни и его учениками К.Б.Венигом, П.Ф.Плешановым и И.С.Ксенофонтовым.

Над западными дверями росписи, посвященные сотворению мира: "Солнце, Луна и звезды с группами ангелов", "Творец, благословляющий свое творение" и "Шестидневное творение видимого мира".

Одно из лучших произведений Бруни - "Всемирный потоп". Картина поражает безысходностью и трагизмом, эффект достигнут за счет лаконизма изображения бедствия и мастерства композиции, воплощенной в изысканно-линейном ритме. Колорит росписи сдержанный - серо-голубая гамма тонов. Рядом - исполненное эпического покоя "Жертвоприношение Ноя". На западном своде центрального нефа - "Видение пророка Иезекииля" площадью 250 кв.м, мистическое настроение которой создано контрастом фигуры пророка и воскресающих - от скелета до облаченного в саван мертвеца. Колорит оживлен яркими пятнами одежд ангелов и полосой восхода.

Идеей о всемогуществе Бога проникнута роспись "Страшный суд". Колористически выделенной локальными красно-бело-синими тонами фигуре Иисуса Христа подчинены призрачные фигуры возносящихся в Рай праведников и низвергающихся в ад грешников. Непривычно яркое для палитры Бруни цветовое решение было вызвано необходимостью согласовать живопись с пышным, ярким оформлением главного иконостаса.

Грандиозен по своим размерам (816 кв.м) плафон главного купола кисти великого Карла Павловича Брюллова. Получив в 1842 году этот заказ, живописец воскликнул: "Мне тесно, я бы теперь расписал небо!". Сюжет росписи - молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом располагаются святые покровители царствовавшего Дома Романовых.

Учитывая размеры и сферическую поверхность купола, Брюллов использовал круговую композицию, оставив широкие просветы фона, создающего эффект напоенного солнцем небесного свода. Фигуры главных персонажей даны в сложных ракурсах так же, как группы парящих у облаков ангелов. Живописная балюстрада иллюзорно связывает плафон с архитектурными формами барабана купола. Яркое и в то же время изысканное цветовое решение делает роспись Брюллова доминантой всех монументально-декоративных произведений храма.

Плафон Исаакиевского собора - одно из последних творений Карла Павловича на родине, подтверждающее его виртуозное мастерство монументалиста. Он успел выполнить основные фигуры, а фоны, апостолов в барабане купола и "Страсти Господни" завершил академик П.В.Басин по картонам Брюллова.

Академик Э.Плюшар выполнил росписи по библейским сюжетам: "Моисей в Ниле", "Бог является Моисею в купине неопалимой", "Моисей и Аарон перед фараоном". Этим произведением свойственны некоторая дробность и детализация.

На аттике - "Переход израильтян через Чермное море" Н.М.Алексеева, представителя Арзамасской школы живописи, дублировавшей программу Императорской Академии художеств. Ее отличает смелое диагональное построение, уравновешенность обеих частей и связь с архитектурной поверхностью. Динамизм в трактовке персонажей характерен и для другой работы Алексеева "Ангел, истребляющий первенцев египетских".

Три росписи исполнил Ф.С.Завьялов: "Мариамна, воспевающая песнь Богу", "Синайское Законодательство" и "Предсмертное завещание Моисея". Их отличает четкость композиции и неяркое цветовое решение.

Росписи "Аарон, приносящий жертву Богу", "Иисус Навин входит в обетованную землю" и "Гедеоново руно" создал профессор П.М.Шамшин. С южной стороны над карнизом - работа А.Т.Маркова "Иосиф в Египте принимает отца и братьев", над ней - "Патриарх Иаков, благословляющий детей" кисти К.Штейбена.

Автор росписей "Видение Иаковом лествицы", "Исаак, благословляющий детей" и "Авраам, приносящий в жертву Исаака" - Э.Плюшар.

Малые плафоны украшены "Взятием Еноха на небо" А.Т.Маркова и "Взятием пророка Илии на небо" П.М.Шамшина.

Важнейшее место в живописном цикле храма занимают "Чудесное насыщение пятью хлебами" Э.Плюшара и "Нагорная проповедь" кисти П.В.Басина, близкие по цветовой гамме локальных тонов, согласующихся с плафоном главного купола. Плюшар разместил персонажи по принципу "изящных группировок". У Басина план несколько расширен, цвет более сдержан.

В трактовке евангельского сюжета Басин выступает как основоположник внешне правдоподобной манеры, утвердившейся в официальной церковной живописи XIX - начала XX века. Его работу высоко оценивали современники.

Росписи В.Сазонова "Притча о блудном сыне" и "Притча о милосердном самарянине" связаны между собой композиционным решением и колоритом. Отличаются от обычной академической манеры работы А.Никитина "Притча о семени и сеятеле" и "Притча о званых и незваных", выполненные в наивно-повествовательном стиле.

Четыре плафона на темы христианских добродетелей выполнил Н.Майков: "Вера", "Надежда", "Любовь" и "Премудрость". В.К.Шебуев создал четыре значительных произведения в предалтарной части храма: "Воскрешение сына вдовы Наинской", "Иисус Христос благословляет детей", "Воскрешение Лазаря" и "Иисус Христос в доме Марфы и Марии". Их отличает мастерство композиции, блистательный рисунок и сдержанный колорит, характерные для академической школы эпохи высокого классицизма.

Завершают евангельский цикл шесть произведений Н.М.Алексеева: "Исцеление слепорожденного", "Покаявшаяся грешница", "Исцеление расслабленного", "Иисус Христос спасает утопающего Петра", "Брак в Кане Галилейской" и "Исцеление прокаженного".

По замыслу создателей убранства храма, события духовной истории здесь должны были стать всеобъемлющими. Плафоны двух малых куполов и люнеты над ними посвящены местным святым и событиям русской истории. Академик Ф.Рисc выполнил росписи "Св. Исаакий Далматский", "Избрание греческой веры великим князем Владимиром", "Крещение киевлян при Владимире", "Крещение Владимира" и "Возвращение зрения Владимиру".

В юго-западной части храма сюжет купольной росписи - "Прославленная св. Феврония". Под куполом в арках - "Собор Апостольский в Иерусалиме", "Св. митрополит Петр благословляет великого князя московского Иоанна построить в Москве каменную соборную Успенскую церковь", "Несение образа Казанской Божьей Матери около Кремлевских стен в 1612 году" и "Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на побоище". Выдержанный в традициях академической школы исторический цикл живописи подтверждает идею торжества Православия. В его композиционном и колористическом решении несомненно участие П.В.Басина.

Следует отметить, что размещение икон в Исаакиевском соборе отличается от канонического. Так, "Страшный суд" - в восточной части храма, хотя его традиционное место - запад. Очевидна концепция освещения библейской истории от сотворения мира до его конца.

Поэтому объяснимо еще одно отступление - иконы в нишах стен и пилонов, посвященные Двунадесятым праздникам. По традиции, сложившейся в конце XIV века, иконы праздничного чина помещались в верхних ярусах иконостаса.Размещение их внизу усиливает эмоциональное воздействие на зрителя, составляется своего рода уникальное собрание, пронизанное единой духовной тематикой.

Праздничные иконы располагаются в 20 нишах, в мраморных, богато орнаментированных рамах. Под ними - филенки бордового мрамора "гриотто" с надписями золоченой бронзы, посвященные праздничным ирмосам и тропарям. Авторы этих работ - Т.А.Нефф, К.Штейбен и Ч.Муссини.

Кисти известного и популярного среди петербургской знати Т.А.Неффа принадлежат полотна "Рождество Богоматери", "Сошествие Святого Духа на апостолов", "Вознесение Господне", "Введение Богоматери во храм", "Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня", "Иисус посылает свой образ Авгарию", "Покров Пресвятой Богородицы". Их отличает утонченность рисунка, одухотворенная красота образов, изысканный колорит и световые эффекты.

Более драматичны по сюжету и характеру иконы кисти К.Штейбена "Распятие", "Положение во гроб", "Вход Господень в Иерусалим", "Воскресение Христово", "Иоаким и Анна", "Рождество Иоанна Предтечи" и "Вознесение Богородицы". Манера выходца из Германии Штейбена явно тяготеет к традициям западноевропейского академизма XIX века. Профессор Флорентийской Академии Ч. Муссини создал для собора 6 картин, из которых сохранились 3: "Крещение Господне", "Обрезание Господне" и "Сретение".

Наиболее яркий смысловой и художественный акцент интерьера - главный иконостас. Для мозаичных икон его первого яруса живописные оригиналы были выполнены Т.А.Неффом, для второго - Ф.П.Брюлловым. Автор живописных образов ветхозаветных пророков и патриархов - С.А.Живаго. По его живописному оригиналу была создана мозаика "Тайная вечеря", его кисти принадлежит и "Моление о чаше", построенное на контрастах яркого луча света левой верхней части и затемненной правой. Главный иконостас отличается наличием боковых арок, открывающих проходы к малым алтарям.

В приделе св. Александра Невского Ф.П. Брюллов выполнил фигуры ангелов по сторонам рельефа "Скрижали заповедей". Плафон "Господь Вседержитель, несомый ангелами" - работа П.В. Басина - тематически связан со скульптурной группой Пименова "Преображение". Росписи в люнетах посвящены св. Александру Невскому.

Более яркое цветовое решение выбрал художник для придела св. Екатерины. Плафон "Взятие на небо Богоматери" сдержан по колориту. В люнетах - жития великомучеников.

В аттиках и на своде главного алтаря - росписи Ф.А.Бруни "Неверие Фомы", "Святой Дух, окруженный ангелами", "Явление Христа апостолам по Воскресении" и "Омовение ног". Высокое мастерство исполнения отличает плафон "Введение Первородного во Вселенную". Особенно отличается произведение "Аз есмь среди Вас" (явление Христа апостолам), виртуозное по композиции и выдержанное в характерной для Бруни серовато-голубой гамме тонов.

Аттик над царскими вратами акцентирует роспись Т.А.Неффа "Спас Нерукотворный", ортодоксальная по композиции и утонченная по рисунку.

В целом иконной живописи алтарной части собора присущ декоративный характер. Схожесть пышных облачений, некоторая монотонность контуров, фронтальность персонажей усиливает впечатление единства.

Росписи и полотна Исаакиевского собора - редкое явление синтеза архитектуры и живописи. Их объединяет гармония общего замысла и совершенство исполнения.


 Икона Пресвятой Богородицы "Тихвинская (В Исаакиевском соборе)"

Икона «Тихвинская (В Исаакиевском соборе)».

Раздел основан участником [tol ] 2012-06-12.

Описания иконы

Источник: Подготовлено А.В.Квятковским, сайт "Государственный музей-памятник Исаакиевский собор" [после 2004]

Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]


Преемственность в декоре Исаакиевских соборов

11 октября 2007

Одна из особенностей Исаакиевского собора - стиль его внутреннего убранства. В сравнении с другими российскими храмами XIX века он отличается не только своей программой и художественным исполнением внутреннего убранства, но и структурой иконостаса, расположением икон, цветовым решением.

Объяснять это только вероисповеданием главного архитектора католика Монферрана нельзя, поскольку за соблюдением православных канонов при возведении и оформлении храма строго следила специальная комиссия Святейшего Синода. По протоколам Комиссии по строительству можно увидеть, как святые отцы предписывали академикам и профессорам изменять детали композиции, размеры фигур и даже цветовые оттенки эскизов будущих росписей.

Между тем анализ архивных материалов позволяет предположить, что особенности интерьера этого собора обусловлены традициями, заложенными при оформлении первых Исаакиевских храмов.

В делах Морского министерства сообщается об Исаакиевской церкви: ". в ней образы Спасителя, Богородицы, Николая, Иоанна Златоуста, Исаакия Далмацкого, Александра Невского, Андрея Первозванного. Над царскими дверьми образ Спасителя с крестом в руке, писано на лимонной камке, по сторонам Спасителя херувимы на тафте голубой, рамы позолочены. Под иконами тумбы, нарисованные на травчатом полотне. Завесы на дверях кумачовые. ". И еще: "добавлено на пол около дверей пять войлоков (серо-черного) цвета. ".

Если, в соответствии с этими описаниями, представить себе иконостас первой Исаакиевской церкви, то его доминирующими цветами будут желто-золотой и зеленый с двумя синими вертикальными полосами вдоль царских врат. В силу архитектурных особенностей чертежного амбара, перестроенного в первую Исаакиевскую церковь, ее иконостас высотой до 4 м и шириной более 6 м не нуждался в горизонтальных силовых конструкциях, а для зрительного эффекта большей высоты разделялся вертикальными зелеными полосами, начинающимися от пола.

Известно, что свои иконы для обустройства первого Исаакиевского храма дал император Петр I, они же были перенесены в иконостас второго Исаакиевского собора.

Судя по отведенным для них местам в проекте иконостаса, величина образов составляла не более 100 х 60 см и 80 х 50 см. На четырех проектах иконостаса Исаакиевского собора у различных авторов эти размеры сохраняются.

Размеры этих икон и упоминание о размещении на иконостасе первого Исаакиевского собора писанных на холсте образов Спасителя и архангелов позволяют предположить, что поместить там еще какие-либо иконы было затруднительно.

В свою очередь, горизонтальная структура иконостаса не позволяла создать для этого храма многорядный (4- или 5-ярусный) иконостас. Поэтому часть икон - "двунадесятые праздники" - были перенесены на стены храма или его столпы. Это же подтверждают проекты иконостаса второго Исаакиевского собора, на котором было предусмотрено размещение не более восьми икон и трех скульптурных групп над царскими вратами.

Несмотря на то, что иконостас второго Исаакиевского храма шириной около 8 м и высотой более 12 м позволял разместить дополнительные ярусы икон, этого не произошло. Структура иконостаса осталась прежней, такой же вертикальной, как в первом храме. Оформление иконостаса предусматривало несколько групп колонн, высота которых превышала половину высоты самого иконостаса.

Эти же тенденции оформления иконостаса сохранились и в третьем Исаакиевском соборе (проект архитектора А.Ринальди).

Его иконостас составляли в основном вертикальные структуры, колористическое решение - белый, золотой и зеленый цвета. К сожалению, главный алтарь этого собора не сохранился, но, он, скорее всего, не нарушал вертикального членения. В иконостасе размещалось не более 10 - 12 икон значительного размера. Ранее упомянутые иконы небольшого размера, переносимые из первого в последующие Исаакиевские храмы, располагались в интерьере.

Интересно отметить, что когда Монферран начал возводить четвертый собор, рядом с разбираемым третьим храмом сделали специальную пристройку для его икон, и в ней проводили богослужения. После 1828 года из-за интенсивных строительных работ по Императорскому указу и просьбе прихожан наиболее почитаемые иконы Исаакиевского собора перенесли в помещение на втором этаже западного крыла Адмиралтейства, где освятили временные приделы св. Исаакия Далматского, св. Александра Невского и св. Андрея Первозванного.

После открытия и освящения четвертого Исаакиевского собора в 1858 году часть икон из Адмиралтейства возвратили в новоосвященный храм, другие же (например, образ св. Андрея Первозванного) были оставлены в Адмиралтействе.

На иконостасе нынешнего Исаакиевского собора четко прослеживается традиционное оформление, начиная от первой деревянной Исаакиевской церкви.

Так, несмотря на значительную площадь иконостаса, здесь размещено ограниченное количество икон, притом тех же, что и в первом храме св. Исаакия Далматского (образы Спасителя, Богоматери, св. Николая Мирликийского, св. Исаакия Далматского, св. Александра Невского). Добавлены только лики святых, соименных царям и царицам, при которых были построены четыре Исаакиевских храма.

"Двунадесятые" праздничные иконы вынесены в интерьер собора, что соответствует их расположению в предшествующих Исаакиевских церквах. Фон образов (лимонная камка - желтый) был заменен на золотую мозаичную канторель. Вертикальные колонны сохранены и выполнены из малахита, как бы воспроизводя нарисованные на полотне "травчатые" (зеленые) тумбы первого Исаакиевского храма.

Голубой фон около царских врат заменили колонны из афганского лазурита, а нарисованные фигуры над царскими вратами воспроизводит скульптурная группа "Христос по славе". Завесы над дверьми сохранили кумачовыми, и даже мраморные плиты наборного пола повторяют серый тон войлоков первой Исаакиевской церкви.

Эти особенности цветового и композиционного решения интерьера Исаакиевского собора позволяют предположить, что традиции в его убранстве, заложенные при императоре Петре I, сохранялись, и были одним из критериев при возведении всех храмов св. Исаакия Далматского в Петербурге.

Подготовлено С.Н.Окуневым

Источник: http://www.isaac.spb.ru/isaac/ubranstvo


Чудотворная икона "Богоматерь Тихвинская"

Находящаяся в настоящее время в Исаакиевском соборе икона "Богоматерь Тихвинская" (список XVIII в. с древней иконы, возвращенной в Тихвинский монастырь) прославилась в 1858 г. - году освящения храма прп. Исаакия Далматского.

Икона была родовой, хранилась в одной петербургской семье, переходила по наследству и совершала исцеления. О чудотворной иконе стало известно в городе, и 2 марта 1859 г. она была перенесена в Христо-Рождественскую церковь, а затем в Александро-Невскую лавру. Через три дня ее перевезли в Исаакиевский кафедральный собор, где икона продолжала служить источником исцелений и благодатных утешений.

В мае 1861 г. на икону Богоматери была возложена золотая риза, украшенная драгоценными камнями. Внизу ризы надпись: "Златая риза на икону Тихвинской Богоматери устроена в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, при Митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Исидоре, усердным приношением Боголюбивых дателей, тщанием соборного причта и старосты Г.И.Раудзе, трудами же художника Ф.Верховцева, 1860 г. декабря 22 дня. Золота 84-й пробы 30 ф. 39 золотников".

В 1863 г. чудотворная икона была поставлена в юго-восточной части храма, напротив проповеднической кафедры, в великолепном бронзовом вызолоченном киоте. В 1875 г. перед ней была установлена беломраморная балюстрада с золочеными бронзовыми балясинами и подсвечником, сохранившаяся до наших дней.

После создания в храме антирелигиозного музея в 1930-х годах икона была убрана в запасники.

В 1986 г. в музее "Исаакиевский собор" был демонтирован маятник Фуко, и на свое место в подкупольном отверстии храма возвратился символ Св. Духа - посеребренный голубь. Но киот для иконы Тихвинской Богоматери по-прежнему оставался пустым. И только в мае 2002 г. при подготовке к праздничному богослужению, посвященному Дню города, икона вернулась на свое место.

Реставрационные раскрытия живописного слоя показали, что находящийся в Исаакиевском соборе образ представляет собой точный список XVIII в. с первоначальной, "чудесно явленной" иконы, возвращенной летом 2004 г. в Успенский Тихвинский монастырь.

Иконографический образ Тихвинской Богоматери имеет древнюю историю. Верующие почитают ее как творение евангелиста Луки. Средневековые источники отмечают необычность появления Тихвинской иконы на Северо-западе России, обычно датируемого 1383 годом. В последующие годы храм, в котором находилась эта икона, неоднократно горел, однако святой образ Богоматери оставался невредимым. В 1560 г. при храме был устроен общежительный мужской монастырь.

Особенно известной икона Тихвинской Богоматери стала в Смутное время, когда в начале XVII в. Ее имя связывали с покровительством новгородской земле. В 1613 - 1614 гг. этот образ находился в Тихвинском монастыре, защитники которого, ощущая поддержку чудотворной иконы, в неравной борьбе отстояли свою обитель от шведских захватчиков.

Позднее с чудотворной иконы Богоматери был снят список, который 17 февраля 1617 г. привезли в деревню Столбово неподалеку от Ладоги. Здесь был заключен мир со шведами.

В память чудесного явления Тихвинской иконы и одоления врагов Русской Православной Церковью был установлен праздник в честь Тихвинской иконы - 26 июня.

Наши современники рассматривают возвращение списка иконы в Исаакиевский собор как акт, предшествующий возвращению на Родину после долгих лет изгнания иконы Тихвинской Богоматери - защитницы и покровительницы Северо-запада России.

Возвращение чудотворной иконы воспринимается как знаковое событие, связанное с консолидацией нашего общества, способствующее так же, как и 400 лет назад, поиску самобытного, истинно российского пути для выхода из кризисной ситуации.

Подготовлено А.В.Квятковским


Источники: http://spbreligion.ru/hram4.php?page=5, http://ikons-allart.do.am/publ/istorija_khristianskogo_iskusstva/klassicizm/zhivopis_sobora/64-1-0-42, http://pravicon.com/icon-689, http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=28520, http://www.isaac.spb.ru/isaac/relics
Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением


Источник: http://www.tsurganov.info/sobor/ikony-v-isaakievskom-sobore.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Набор для вышивания бисером " Исаакиевский Собор" купить Деревья из бисера березки


Исаакиевский собор бисером Исаакиевский собор бисером Исаакиевский собор бисером Исаакиевский собор бисером Исаакиевский собор бисером Исаакиевский собор бисером Исаакиевский собор бисером Исаакиевский собор бисером Исаакиевский собор бисером


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ